Шведский психиатр: Так мы выращиваем дерзких паршивцев, а когда мы стареем и дряхлеем, они сдают нас в дом престарелых.
Шведский психиатр, автор книг Дэвид Эберхард говорит, что либеральное
воспитание вредит и детям, и родителям. Жаннетт Отто беседует с ним в
Стокгольме.
“Цайт”: Когда Вы в последний раз были со своими детьми в ресторане?
Дэвид Эберхард: Совсем недавно. Почему Вы спрашиваете?
“Цайт”: Потому что владельцы заведений в Стокгольме сыты по горло
детьми, не умеющими себя вести. Одно кафе даже запретило вход для семей
[с детьми]. И это в чадолюбивой Швеции.
Эберхард: Я прекрасно понимаю, о чем идет речь. Всегда находятся
дети, которые орут, проливают напитки, носятся по помещению или при
температуре минус пять градусов открывают входную дверь настежь.
Родители сидят рядом, и даже не думают вмешиваться.
“Цайт”: Почему тогда детей не урезонивают другие?
Эберхард: На это никто не решается. Родителям очень неприятно, когда
критикуют их детей. Раньше наше общество было обществом взрослых людей.
Были единые ценности касательно вопросов воспитания. Если ребенок вел
себя неприлично, к нему подходили и говорили: прекрати! Такой
согласованности больше нет. Мы, взрослые, теперь отвечаем не друг за
друга, а лишь за своих детей.
“Цайт”: Ваша новая книга “Дети у власти” через несколько недель
выходит на немецком языке. В ней Вы утверждаете, что либеральное
воспитание как метод провалилось. Почему?
Эберхард: Потому что родители больше не ведут себя как ответственные
взрослые. Они полагают, что должны быть лучшими друзьями своих детей.
Они ставят себя на одну ступень с детьми, не отваживаясь перечить им и
устанавливать границы. Они больше не принимают никаких решений, а хотят
быть такими же крутыми, продвинутыми бунтарями, как их дети. Теперь наше
общество состоит только из одних тинейджеров.
“Цайт”: Вы действительно полагаете, что и немецкие родители позволяют
своим детям диктовать себе, куда ехать в отпуск, чем питаться и что
смотреть по телевизору?
Эберхард: Многие узнают себе в этом портрете. Родители неохотно
выносят вовне свои проблемы с воспитанием. Они говорят: у нас всё в
порядке, это не про нас! Тем не менее, их постоянно гложет совесть,
потому что они считают, что многие вещи делают неправильно. Они приходят
усталые вечером с работы, и готовят то, что нравится ребенку, потому
что не хотят вступать с ним в дискуссии. Они позволяют ему сидеть за
телевизором дольше оговоренного времени, чтобы побыть в покое. Они
проводят свой отпуск там, где дети будут заняты, хотя без детей ноги бы
их там никогда не было. Я не говорю, что это неправильно. Я говорю лишь,
что жизнь родителей не должна вращаться лишь вокруг ребенка. Нет
никаких научных доказательств тому, что это как-то положительно влияет
на будущее детей, что они становятся более успешными или беззаботными во
взрослой жизни.
Дэвид Эберхард принял меня для интервью в своей квартире в центре
Стокгольма. Щебечет волнистый попугайчик, дети еще в школе и детсаде.
Дэвид достает из книжного шкафа четыре написанные им книги. Его любимые
темы – воспитание, стремление общества к защищенности и помешательство
взрослых на безопасности. В шведском издании его новой книги запечатлен
его сын в жилете из светоотражательной ткани, каске, пристегнутый в
детском автомобильном сиденье. Для разговора он пришел прямо из своей
клиники. Он – ведущий психиатр в коллективе из 150 сотрудников, его
третья жена – медсестра.
“Цайт”: Вы сами имеете шестерых детей. Кто устанавливает правила в семье?
Эберхард: Я.
“Цайт”: И нет никаких демократических семейных структур?
Эберхард: Я не нахожу, что семья вообще должна быть демократическим
институтом. Отношения между взрослыми и детьми всегда асимметричны. Это
отношения мастера и ученика. Один учит, другой слушает. Родители могут
лучше оценивать обстоятельства, потому что у них больше опыт, они больше
знают. Они и должны устанавливать правила.
“Цайт”: Как Вам удается посреди либерального шведского общества воспитывать собственных детей в строгости и авторитарной манере?
Эберхард: Я не могу слишком отличаться от других родителей, иначе у
моих детей будут неприятности. Да и воинствующий авторитаризм мне бы не
позволили.
“Цайт”: То есть Вы должны держать себя в руках?
Эберхард: Да ну, ладно (смеется). И мои иные читатели думают, что я
хочу возврата к военному воспитанию, обратно к телесным наказаниям. Я
никогда не писал подобного. Я никогда не бил детей.
“Цайт”: В Германии сейчас много дискутируют о высказывании Папы
римского о приемлемости легких шлепков как метода воспитания. В своей
книге Вы пишете, что нет никаких доказательств тому, что воспитанным в
строгости детям, включая тех, кто подвергался побоям, хуже потом
живется. Насколько близки Вы к мнению Папы?
Эберхард: В этом вопросе совершенно не согласен с ним. У меня речь
идет о том, что для детей важно, чтобы они были воспитаны так, чтобы
соответствовать ценностям и нормам общества, в котором живут. Для детей,
выросших в обществе, где такие удары приняты за норму, их это не столь
[душевно] травмирует. Но родители на Западе боятся сейчас всего,
полагая, что даже малейшая критика может травмировать ребенка. Они
больше не считают нужным сказать дочери в пубертатном периоде: не ешь
так много шоколада, иначе растолстеешь, – потому что боятся, что девочка
тут же ударится в другую крайность вплоть до анорексии. При этом мы
вполне можем что-то требовать от детей, они выдержат это. Не стоит
обращаться с ними, как с фарфоровыми куклами.
Эберхард подробно разбирается в книге со страхами родителей. Хотя
сегодня вряд ли существуют серьезные опасности для молодых семей,
возникают все новые и новые страхи. Эберхард на многих примерах
показывает противоречия современных родителей. Он провоцирует их, хочет
побудить их задуматься над своим поведением. Свои выводы он берет из
многих международных исследований. К примеру, чтобы усилить
жизнестойкость детей, говорит Эберхард, нужно с малых лет учить их
справляться с неприятностями.
“Цайт”: Откуда берется страх причинить ребенку вред воспитанием и строгостью?
Эберхард: У меня такое впечатление, что родители этим обязаны специалистам.
“Цайт”: … то есть людям вроде Вас?
Эберхард: Я говорю родителям, что они не должны читать слишком много разных советчиков.
“Цайт”: Только лишь Вашу книгу, этого достаточно.
Эберхард: Меня можно упрекнуть в этом. Но, к примеру, Джон Боулби,
теория привязанности которого считается не вызывающей сомнений, зачастую
интерпретируется специалистами слишком вольно. Это приводит к тому, что
родители думают, что навредят детям, если слишком рано отдадут их в
ясли, где те будут проводить больше времени с воспитательницей, чем с
матерью. Но мне не доводилось видеть еще ни одного ребенка, который был
бы больше привязан к воспитательнице, чем к матери.
“Цайт”: Датчанин Йеспер Йуул собирает в Германии целые залы на свои доклады о аутентичности и партнерском обращении с ребенком.
Эберхард: Ох, если бы я захотел, то скоро было бы также и со мной!
“Цайт”: Как Вы объясняете успех Йуула?
Эберхард: Он появился в подходящий момент и направился прямиком в
этот воспитательский вакуум. Авторитарного воспитания уже не хочет
никто, равно как и аналога “невидимой руки рынка”, которая сама
воспитает ребенка. Собственных родителей не хочет слушать никто, а
полагаться лишь на интуицию кажется черезчур легкомысленным. Йеспер Йуул
говорит очень простые вещи. Иные – разумные, остальные не очень. Его
первая книга “Компетентный ребенок” обошлась без единой рекомендации,
родителям это было безразлично. И вдруг все заговорили о том, что
ребенка нельзя не только наказывать, но и хвалить.
“Цайт”: Нельзя хвалить?
Эберхард: Да, и такое говорит не только Йуул. Если моя дочь хочет
показать мне свой рисунок, то максимум, что я могу, так это сказать: О,
рисунок! Как интересно! Ты стала счастливой, рисуя картинку? Но это же
неправильная коммуникация, я не такой, почему я должен притворяться?
Родители должны точно подбирать каждое слово, прежде чем произносить его
ребенку. Лишь бы не пристыдить его, не лишить уверенности в себе или
подвергнуть гнету конкуренции. Проблема с экспертами в их
морализаторстве. Они говорят родителям, что делать, а что нет. Родители в
поисках ориентиров впитывают догмы и идеологии, от которых не так то
просто потом избавиться.
Эберхард жестко судит о специалистах в области воспитания, хотя и не
говорит, что родители не могут что-то почерпнуть у них. Экспертные
знания слишком часто основываются на собственных воззрениях и здравом
смысле, то есть вещах, которые родители могут постичь сами. Важно то,
что в собственном доме никто не может быть экспертом. Первоклассными
специалистами являются лишь родители без детей.
“Цайт”: Немецкие родители мечтают о Бюллербю или Лённеберги.
Эберхард: Да и шведы все еще влюблены до безумия в истории Астрид
Линдгрен и все эти идиллические картины. Но подумайте над тем, как
выросли дети в этих книгах. Они целый день бродят туда-сюда, без
присмотра, без шлемов и шляп от солнца. Михель привязал свою маленькую
сестренку Иду на верхушке флагштока. А Лотта с улицы Крахмахер каталась с
братьями-сестрами на крыше Фольксвагена-“жука”. Теперь это все стало
совершенно немыслимо. Сегодня родители и ведомство по делам
несовершеннолетних (Югендамт) взаимно держат друг друга на мушке. В
детском саду моего сына все дети должны носить шлемы уже при катании на
санках!
“Цайт”: Что плохого в желании защищать детей?
Эберхард: Сверхопека. Если мы хотим получить этого компетентного
ребенка, то ему нужно позволить ходить в школу одному. В возрасте шести
лет ребенок уже способен к этому, даже в городе с большим движением
транспорта. Родители не допускают этого, но в то же время предлагают
ребенку принимать решения или обсуждать каждый вопрос наравне со
взрослыми. Многие взрослые поступают противоречиво, совершенно не смысля
в том, что подстегивает ребенка, продвигает в развитии, а что ложится
излишним грузом.
“Цайт”: Какие это имеет последствия?
Эберхард: Мы плохо готовим детей к взрослой жизни, дурача их, что с
ними никогда не случится что-то плохое, что мы всегда существуем для
них, что они – пуп земли. В своей психиатрической клинике я встречаюсь с
молодыми людьми, которые пришел ко мне потому, что, к примеру, с ними
рассталась подруга по причине смерти собаки. У них налицо трудности с
тем, чтобы справляться с обычными переживаниями.
“Что-то не так” – таково частое экспертное заключение Эберхарда в
практической работе. Родители искали медицинские ответы на свою
беспомощность. И диагноз – синдром дефицита внимания с гиперактивностью,
они восприняли с облегчением, потому что получили объяснение поведению
ребенка, и могли далее уже не обвинять самих себя. Родители изумляются
тому, что их дети усталые, раздраженные, гиперактивные, но им не
приходит в голову мысль отправить чадо спать пораньше или запретить
тинейджеру полночи торчать перед компьютером. Эберхард не скупится на
критику.
“Цайт”: Германия уже давно ориентируется на Швецию в деле заботы о
детях и равноправии. А теперь скажите: прекратите же, наконец, идти за
нами!
Эберхард: Потому что мы перегнули палку. Мы уже не контролируем
либерализацию, а тема равноправия стала одной из общественных догм. Все
мы отдаем детей в ясли уже в возрасте одного года. Далее, матери и отцы
работают по возможности равноправно, по возможности одинаково много, по
возможности на равноценных позициях. Никто не должен быть у кого-то в
хвосте. Работа – единственный путь, чтобы стать человеком. Мы это
впитываем с младых ногтей. Родительство само по себе уже не ценность.
Родители сразу должны решать, кто остается дома с ребенком и как долго, а
кто продолжает работать.
Звонит телефон, это его жена. Он должен развесить постиранное белье.
Постельное белье младшего сына должно высохнуть до вечера. Он прерывает
интервью, чтобы уладить домашние дела.
“Цайт”: А что, если женщина решит дольше остаться дома?
Эберхард: Этого себе не может позволить уже ни одна женщина.
Обвинение будет чрезмерным. Она превратится в реакционную, старомодную
изменницу своего пола.
“Цайт”: “Хен”, личное местоимение среднего рода, стало официальным в
шведском лексиконе. Тем самым должны избегать говорить о ребенке “он”
или “она”.
Эберхард: Это жестокое обращение с детьми, к счастью, практикуемое
пока лишь в нескольких детских учреждениях. Эта уравниловка игнорирует
все научные знания о биологическом развитии детей. У нас колоссальная
проблема с юношами подросткового возраста (тинейджерами). Они уже не
справляются самостоятельно со школьными делами, потому что с ними больше
не обращаются, как с мальчиками.
“Цайт”: Поэтому шведские школы так упали по сравнению с международным уровнем?
Эберхард: Не только по этой причине. Проблема и в наших учителях. Их
авторитет ничтожен. Дети не считают нужным слушаться их, раз не
слушаются и собственных родителей. Как следствие, падение результатов.
Согласно исследованию Pisa шведские
школьники лидируют по части прогулов уроков, оскорблений учителей и
вандализма. И не забудьте: по части самоуверенности!
“Цайт”: Типично для детей, постоянно находящихся в центре заботы и внимания.
Эберхард: Да, и эти дети-“пупы земли” становятся потом взрослыми, и
приходят, например, на шведское телевизионное шоу “Идол”. Там ищут
певческие таланты, которые завтра станут суперзвездами. И вот они
приходят туда, и вообще не могут петь. Но они даже не знают этого. Жюри,
оправившись от изумления, спрашивает: тебе что, никто никогда не
говорил, что ты не умеешь петь?
“Цайт”: Его родители были слишком трусливы?
Эберхард: Они не хотели травмировать бедное дитя. Так и вырастают
дерзкие паршивцы, идущие в мир с совершенно искаженной картиной о
собственных способностях. Фокусировка только на ребенке – не самый
лучший метод воспитания в мире. Если бы это было так, наши дети любили
бы нас больше, чем кто-либо где-либо кого-либо в мире. Но это не так.
Как только мы стареем и дряхлеем, они сдают нас в дом престарелых. В
остальных странах семьи живут вместе, потому что родители и в пожилом
возрасте еще ценятся.
Комментариев нет:
Отправить комментарий